Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 93 человека

«Музыка как фактор формирования целостной гуманной личности дошкольника» Музыкальный руководитель Глуговская Л.Н

Дата: 28 ноября 2017 в 17:04, Обновлено 29 ноября 2017 в 16:22

«Музыка как фактор формирования целостной гуманной личности дошкольника»  

Музыкальный руководитель Глуговская Л.Н

Музыка - могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие ребёнка.

Развивая чуткость ребёнка к музыке,

мы облагораживаем его мысли, стремления".

В. А. Сухомлинский

             Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста является актуальной задачей наших дней, ведь это качество необходимо для формирования целостной гуманной личности. Роль музыки , музыкального воспитания в данном процессе очень значима. Музыка способна затрагивать самые тонкие струны души человека. Реализуя программу инновационного проекта музыкальные произведения включаются педагогами в разнообразные мероприятия Все составляющие программы музыкального воспитания использовались в развитии у детей  чуткости, внимательности. отзывчивости, доброты.

          Как музыка может воспитывать гармоничную личность и духовный мир человека? На этот вопрос можно ответить словами великого композитора Д.Д. Шостаковича:  «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая.… Несколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга». 

        Исходя из этих слов, можно сказать, что музыка объединяет людей в горе и в радости. Музыка – средство общения между людьми. Музыку можно сравнить с чудом. Иначе как можно объяснить, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает отклик в душе другого. Это и есть волшебный язык – язык души и чувств. П.И Чайковский написал в своих записях: «Я бы никогда в жизни не был польщён и тронут в своём авторском самолюбии, если бы Лев Николаевич (Толстой), слушая andante моего квартета, залился слезами».

     Духовный мир человека – тонкий, незримый, хрупкий и уязвимый. Музыка помогает воспитывать гармоничное сочетание умственно и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству, что способствует формированию целостной личности, их толерантности. Поэтому главной целью в работе музыкального руководителя  является создание условий для формирования толерантных  качеств детей старшего  и среднего дошкольного возраста посредством музыкального воспитания

       Музыка является одним из богатейших и действенных средств толерантного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Различные виды искусства обладают специфическими средствами влияния на формирования личности дошкольника:

  • Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка,
  • Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях.
  • Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.
  • Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания.
  • Разнообразные виды музыкальной деятельности оказываю неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.

         Исполнительство и детское музыкальное творчество , помогают детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию их мировоззрения, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

        Организованная музыкальная среда включает в себя серию музыкальных занятий, праздников, развлечений и других видов деятельности с использованием музыки.

Работа с детьми

Музыкальные занятия

   Начиная  с дошкольного возраста у детей формируется интерес к музыке и к определённым видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность. Рассмотрим более подробно виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста:

Слушание музыки

       В работе с детьми во время слушания музыки на музыкальных занятиях  в основном использовалась программная инструментальная музыка, то есть снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения, т.е. музыкальный материал доступный восприятию и пониманию детей. Брали  только то, что педагогически целесообразно для развития детского творчества, использовали  вокальную и инструментальную музыку, которая легко воспринимается детьми и побуждает к беседе, проявлению своего творчества

      Музыкальные образы пробуждают чувства ребёнка, способность переживать то или иное  настроения, душевные переживания

-«Болезнь куклы», «Новая кукла», «Токката»  Д.Кабалевского,

- « Смелый наездник» Шумана –,

-«Шествие гномов» ,« Норвежский танец» Грига

-«Материнские ласки», «Упрямый братишка», «Капризуля», «Резвушка», «Плакса»   и  другие произведения.

Пение

        В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них передается, развивают нравственные, толерантные  качества растущей личности.

      Обучая детей  пропевать слова чётко, громко  или  шепотом, хором или индивидуально, способствуем  снижению зажатости мышц речевого аппарата, формированию выразительности  речи.

Музыкально-ритмическая деятельность.

       Основной задачей данного вида деятельности является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа.

      Проводя хороводные развивающие игры под музыку, стремимся создать веселую и непринужденную атмосферу; подбодрить  зажатых и скованных детей; не акцентирую внимание на неудачи.

     В игре, танце ребенок  обретает радость от общения со сверстниками,     ребенок старается быть ведущим,  лидером, что соответствует  принципу создания атмосферы успеха каждому ребёнку.  

Игра на детских музыкальных инструментах

       Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности детей. Важно заметить, что, внедряя элементарное музицирование в практику дошкольного образования, педагоги, прежде всего, находят эффективный и верный путь приобщения  детей к народной музыке (русской, белорусской и т.д.) Во время игры на музыкальных инструментах воспитывается толерантное отношение друг к другу, так как детям необходимо выслушать друг друга,  исполняя свою партию  в ритмическом оркестре.  

       На музыкальных   занятиях инсценируем небольшие сказки с использованием музыки. Группа делится на две  группы: одна группа играет, другая - зрители и наоборот. Мы это делаем для того, чтобы дать возможность детям оценить действия других и сравнить их со своими собственными.

     Занятия имели определенную структуру: начинались приветствием, завершались ритуальным прощанием , при этом каждый раз старалась их разнообразить. Использовались упражнения  «Здравствуйте», «Рада видеть вас ребята»,  «Доброе утро», « Я здороваюсь везде» и т.д.)

      Нами разработаны интегрированные, тематические занятия содержание, которых наполнено нравственными категориями. В интегрированные занятия мы включили: музыкальные произведения  белорусского, русского фольклора,  камерные  инструментальные и симфонические произведения крупнейших русских, белорусских  композиторов; народные и авторские сказки, малые жанры фольклора, познавательные рассказы из круга детского чтения; различные виды художественной деятельности: рисование, аппликацию, лепку.

Каждое занятие включало в себя ряд этапов:

  1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
  2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность, этюды.
  3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

 Тематические музыкальные занятия позволили на содержательном музыкальном материале дать детям представления о нормах и правилах поведения, сформировать эмоционально-мотивационные ценности и культуру чувств старших дошкольников. Занятия представлены следующими темами: “В гостях у Феи Красоты”, “Поделись улыбкою своей”, “День Победы”,  “Самая хорошая мамочка моя”, “Волшебство доброго слова”, “Здравствуй мир, здравствуй друг”, “Наши добрые поступки”.

       На занятиях к детям приходит игровой персонаж, он естественным образом помогает поставить ребенка перед проблемной ситуацией. Для проблемной ситуации нужны, как известно, три условия: наличие знаний; столкновение этих знаний, противоречие между ними — и личный интерес к открывшемуся противоречию. Личному интересу способствует игровая позиция, присущая детям: помочь Коту Леопольду, Незнайке. Иногда просто разрешить его затруднения, а иногда — проявить заботу, нежность. Такие проблемные ситуации обладают нравственной направленностью.

В своей работе использовала   разнообразные приёмы и методы:

  • постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;
  • наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;
  • создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование сюрпризных моментов (появление сказочного персонажа);
  • использование цикла бесед, игр- диалогов;
  • прослушивание музыкальных произведений разных стран мира.

       Большую роль в воспитании толерантности играет национальное воспитание детей. Наряду со знакомством белорусской культурой  знакомила  с традициями, культурой других народов (русской, армянской, грузинской и т.д.), тем самым мы закладывали  у детей  толерантное  отношение к культуре других народов. Проводя беседы о музыке той или иной страны, исполняя  хороводы, песни, танцы разных народов, формировался интерес к их обычаем, особенностям мелодий, ритмов, разновидностями музыкальных инструментов. Такие занятия обязательно сопровождались показом слайдов национальной одежды данной культуры, особенностями их природы.

Праздники и развлечения 

     Во время праздников и развлечений стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета).

   Подготовка к празднику и развлечению всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется единение детей и взрослых. Стремимся, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Даем выход детским эмоциям, способствуем удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.   

В детском саду проводились  разнообразные праздники и развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовились и проводились взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).

С другой стороны, это праздники и  развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.

В то же время проводились и такие праздники и развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание их должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.

         Формы развлечений, праздников могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности.

        Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства.

         Разнообразные виды праздников и развлечений, в том числе и с участием родителей и педагогов, обладают нравственной направленностью («День рожденья леса», « Букет для мамы», « Осенний калейдоскоп» и т.д.)

        Тематика многих праздников и развлечений имеет фольклорную направленность, что само по себе способствует развитию ценностных ориентаций, таких как любовь и уважение к ближнему, любовь к Родине и т.д. –это  «Осенняя ярмарка», «Рождественская звезда», « Праздник урожая. Дожинки», «Гуканне вясны», « Жаворонки», « В гости к берёзкам»

Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов.  Сюжетность  и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой.

Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей, внести определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение. С этой целью они проводятся со средними и старшими дошкольниками.

Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают приподнятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники.

        Уже через некоторое время стало понятно, что ребенок ищет вокруг себя или в сказках, легендах “живые образцы”, которым он хочет следовать. Эта особенность учитывалась при разработке праздников и развлечений. В них включались как можно больше положительных персонажей, а отрицательные всегда становились на истинный путь.

        Приятно наблюдать, что дети в повседневную жизнь выносят героев праздников и развлечений, адекватно в действительности оценивают их и сопереживают им.

        Праздники и развлечения развили у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстниками

Работа с воспитателями

         В блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной, музыкальной деятельности детей в группе вне занятий) мы отнесли совместную с воспитателем музыкальную деятельность, осуществляющуюся в сюжетно-ролевых играх с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих. Нами была собрана подборка музыкально-дидактических игр с нравственным содержанием и игр на развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка, развития культуры поведения, толерантных отношений друг к другу. Подобрана фонотека эстрадного и фольклорного песенного материала, раскрывающего перед ребенком нравственно-этические нормы, а также фрагменты классической музыки, способной воздействовать на чувства и эмоции ребенка. В музыкальной зоне был совместно с детьми подобран бросовый материал для опытно-экспериментальной деятельности , разработаны музыкально – дидактические игры на тему толерантных отношений.:  “Угадай настроение”, “Чудесные превращения”, “Ромашка”, “Скульптор”, “Волшебный цветок”.

        Широко используем в процессе совместных игр элементы музыкально-театрального воспитания. Нами изготовлены куклы – рукавички, с которыми обыгрываем с детьми небольшие музыкальные пьесы, этюды, театральные сценки. Такие музыкально-театральные игры формируют у детей механизмы управления своим поведением, способствуют развитию эмоционального мира личности ребенка. В процессе музыкально-театральной игры персонажи обретают черты знакомых ребенку людей и обстоятельств. Они учатся оценивать добро и зло, делать первые шаги в сторону ценностного освоения мира. Создавая портрет героя, моделируя обстоятельства его жизни и деятельности, дети придумывают собственные сказки, в которых проявляют свой характер, мечты, надежды. Музыкальным материалом для такой работы мы используем детские пьесы композиторов классиков (“Детский альбом” П. Чайковского, “Детская музыка” С. Прокофьева, “Детский уголок” К. Дебюсси, пьесы для детей Д. Кабалевского). Через музыкальное сопровождение дети осознают собственный портрет героя, прослушиваемой пьесы, определяют особенности его характера, определяют, как его собственный герой мог проявить себя в различных предлагаемых ситуациях, моделируют на основании созданного портрета его судьбу, разыгрывают этюды, в которых действует герой.

      Совместно с воспитателями был подобран  музыкальный материал, связанный с фоновой музыкой – музыкой, звучащей “вторым планом” в жизнедеятельности дошкольников в режимных моментах, которая, по моему мнению,  вызывает способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе ее восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни.

Работа с семьёй

         Музыкально-образовательная среда семьи осуществляется в нерегламентированной музыкальной деятельности дома. В свою работу включили нетрадиционные формы работы с родителями по формированию толерантных  качеств  средствами музыкального воспитания: анкетирование, родительское собрание,  консультации, оформление информационного стенда, совместные досуговые мероприятия (праздники, развлечения, конкурсы, концерты), работа музыкальной гостиной, что позволило повысить теоретический уровень и сформировать практические умения у родителей по заявленной проблеме.

        Созданная в нашем дошкольном учреждении музыкальная среда позволила всем участникам образовательного процесса  понять:

  • Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.
  • Музыка как часть культуры является способом самовыражения, способ познания и понимания окружающего мира, универсальным способом жизнедеятельности. Любое значимое событие в жизни человека не проходит без сопровождения музыки .
  • Музыка является тем фоном, который сопровождает развитие и становление личности человека, что позволяет использовать её в социальном и коммуникативном развитии детей.
  • Взаимодействие ребёнка с музыкой происходит в особом виде деятельности – музыкально-художественной, где ребёнок может слушать музыку, исполнять её доступными ему средствами, осуществлять первые попытки музыкальных импровизаций.
  • Музыкальные образы пробуждают чувства ребёнка, способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях. Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания.
  • Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.
  • Правильный подбор музыкального и песенного материала способствовал воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширял их кругозор.
  • Исполнительство и детское музыкальное творчество, помогали детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию их мировоззрения, оказывая на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывая чувство коллективизма, дружбы.

          И с утверждением цитируем В.А. Сухомлинского, “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, человека”.

Интегрированное занятие в старшей группе

«Что такое хорошо, что такое плохо!»

Цель:

 Обучать дошкольников речевому этикету,проявлять вежливое отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами.

 Упражнять детей в умении разрешать достаточно сложные ситуации в воображении, приучать детей считаться с другими;

 Формировать умение ставить себя на место другого, предвидеть последствия того или иного поведения.

 Эмоционально сближать детей, стимулировать воображение, развивать фантазию, выражать своё настроение мимикой, жестами.

Предварительная  работа.

1. Чтение художественных произведений.

о маме:

 Осеева «Сыновья»

 «Волшебное слово»

 Песня

 Благинина «Посидим в тишине».

Сказки:

  ненецкая сказка «Кукушка»

 татарская сказка «Три сестры» и т. д.

о природе:

 Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

 «Почему плачет синичка»

2. Упражнения в нравственных поступках и их обсуждение.

3. Разучивание пословиц и поговорок.

4. Решение возникающих проблем в повседневной жизни.

5. В гостях у «Вежливой Сороки» с целью обогащения словаря детей вежливым словам.

6. Настольные и дидактические игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Да и нет», «Наоборот» и т. д.

Материалы к занятию:

 - Музыкальное оформление:

 Танец «Добрый жук»

 Песня «Пропала собака».

 - Листы белой бумаги с кляксами.

 - План путешествия.

 - Зал оформлен в соответствии с маршрутом яркими

 картинками-заданиями.

 - Атрибуты к рассказу – инсценировке В. Осеевой «Сыновья».

 - Атрибуты к проблемной ситуации «Качели».

Ход занятия.

 На скамейке сидит мальчик очень сердитый.

 Спрашиваю у него, как его имя и почему он такой сердитый, ни с кем не разговаривает.

Мальчик : Меня зовут Ваня. Я сегодня поссорился с ребятами из другой группы. Рассердились на меня ребята и прогнали. Нагрубил маме. По дороге в детский сад из рогатки стрелял в птичек.

Воспитатель: Да, ребята, оказывается, Ваня совсем не знает правил поведения. Ему очень трудно. Надо ему помочь. Мы как раз собираемся в «Страну воспитанных людей». Возьмём его с собой? Но путь туда не близкий и не простой, зато очень интересный. Я с собой взяла план нашего маршрута, по которому мы будем передвигаться. В путь!

 На пути лежит книжка – сказка «Спящая красавица».

 - Дети, вы знаете эту сказку?

 - Отчего же проснулась спящая красавица? (ответы детей)

 - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Спящая красавица». Но в нашей игре может быть и «спящий принц».

 Дети стоят в кругу. «Волшебной стрелочкой» или считалкой выбирается герой. Один из детей подходит к «спящему» герою и говорит ему слова, характеризующие его характер и его хорошие поступки.

 - Ирочка, ты очень добрая девочка, всегда делишься игрушками, ни с кем не ссоришься.

 - Витюшка, ты очень внимательный и заботливый, всегда уступаешь место девочкам.

 И т. д.

 «Спящий герой» просыпается только от тех слов, которые ему понравятся.

 Ребёнок, чьим словам было отдано предпочтение, становится «спящей красавицей» или «спящим принцем».

Воспитатель: Дети, вы хорошо знаете друг друга. Видите, какие чудеса совершаются при помощи добрых слов.

 - Что у нас дальше по плану? Дети мы знаем много пословиц и поговорок о добрых словах. Назовите мне их.

 - «Доброе слово и кошке приятно».

 - «Доброе слово дороже богатства».

 - «Доброе слово железные ворота открывает».

 - «Ласковое слово не трудно сказать».

 - «Ласковое слово, что весенний день».

Воспитатель: Дети, а что у нас дальше по маршруту?

Картинки – загадки. А разгадывать их надо с закрытыми глазами, в уме. Представьте себе, что я буду говорить.

 Детям предлагаются упражнения в нравственных поступках:

 1. Два мальчика встретились в дверях: одному – 5 лет, другому -12 лет. Какой мальчик должен уступить дорогу? (вежливый, воспитанный)

 2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов? Он сделал ошибки. Какие? (Не сказал «пожалуйста», «будьте добры», «который час» и т. д., не поблагодарил.)

 3. Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка, такой невежливый, зовёт меня Танькой». А ты как зовёшь? – спросила мама. «А я вообще его никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты! »

 Как им помочь?

Воспитатель: Идём дальше. Впереди два совершено разных человечка. Один – злой, сердитый; другой – весёлый, забавный. А вокруг них разбросаны картинки (картинки с изображением отрицательных и положительных поступков).

Этюд «Раздумье».

Воспитатель: Дети, перед нами сложная задача. Мы должны с вами расселить эти картинки в домики, где живут эти человечки. (Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки и оценить поступки героев) .

 - Молодцы, правильно. Где добро, вежливые слова, никто никого не обижает, всегда весело. И, наоборот, где драки, вредность, грубость, там всегда плохое настроение.

 Дети раскладывают картинки около человечков.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто ко мне сел на ладошку (игрушка – жучок). Да, это весёлый жучок! Он приглашает нас на весёлый танец.

Танец «Добрый жук».

 - Дальше по плану, какие- то знакомые буквы. МАМА.

Загадка. «Кто вас, дети, крепко любит?

 Кто вас больше всех голубит? »

Воспитатель: Верно, это мама! Вы все любите своих мам и не обижаете их? (ответы детей) .

 - А вот послушайте, я знаю одного мальчика, который обиделся на свою маму. И вдруг он заметил, что вокруг всё не так: не светит солнце, ничего не получается, вещи падают из рук, даже конфеты стали несладкими. Но… Он сам понял причину этого и нашёл правильный выход из сложившейся ситуации.

 И вот нам Витя расскажет:

«Причина в том скажу вам прямо,

 Что на меня в обиде мама…

 Что ж всё исправить не спешу?

 Пойду, прощенья попрошу».

 А. Костецкий

Воспитатель: Да, надо стараться не ссорится с мамой, не обижать её и самим не обижаться. О маме надо заботиться.

 - Какие вы знаете произведения, где дети заботились о маме?

 Дети перечисляют:

 «Трудный вечер» Артюхова

 «Посидим в тишине» Благинина.

 - Но есть и такие дети, которые не жалеют свою маму. Давайте вспомним эти произведения.

 «Айога» - нанайская сказка.

 «Кукушка» - ненецкая сказка.

 «Три сестры - татарская сказка.

 - А вот вам сейчас ребята покажут, кто, как заботится о маме.

 Звучит мелодия песни В. Шаинского «Пропала собака». Дети подпевают.

 - О чём песня?

 - Какая она? Грустная или весёлая?

 - Верно! Мальчик потерял своего четвероногого друга, поэтому и грустит.

 - Мы всегда должны помнить о своих младших братьях, о природе. Никогда не причинять никому зла.

Показ детьми инсценировки проблемной ситуации «Качели».

 Одна девочка уговаривает другую сделать качели на дереве. Сначала та соглашается, но затем, подняв голову, увидела гнездо и сказала «нет». Вторая удивляется и задаёт вопрос: «Почему? »

 Дети отвечают на этот вопрос. Помогают девочке понять, почему же нельзя было делать качели на этом дереве.

Воспитатель: А как мы с вами заботимся о природе?

 Ответы детей:

 - Не ломаем ветки деревьев, кусты.

 - Не рвём цветы.

 - Не обижаем животных.

 - Подкармливаем зимой птиц.

 - Присыпаем корни деревьев зимой снегом.

 - Подсказываем другим, как надо себя вести ит. д.

 - Молодцы, вы - настоящие защитники природы.

Воспитатель: Ребята, я вам хочу сказать, что Ваня у нас сегодня был артистом. И для нас он сыграл невоспитанного и грубого мальчика, чтобы мы увидели и поняли, как это некрасиво и никогда так не делали. А на самом деле он очень вежливый и воспитанный мальчик.

Воспитатель: Ой, а что это у нас за кляксы. Наверное, решили нам испортить настроение. Ничего у них не получится. Сейчас мы их быстренько превратим во что-то забавное, озорное, весёлое. (Детям предлагается выбрать любую кляксу) .

Кляксография.

Воспитатель: Дети, вы сегодня показали, какие вы дружные, заботливые, бережно относитесь к природе, знаете очень много сказок и рассказов. Я очень вами довольна.

 - А сейчас мы с вами будем делать подарки друг другу. Да, мы будем дарить друг другу красивые слова, которые называются комплиментами.

 Кто их больше всего любит? (все, особенно девочки и женщины).

 Как их надо произносить? (ласковым, нежным и тихим голосом)

 Чтобы всем досталось, давайте подарим комплименты на ладошках.

 Постарайтесь!

 Дети говорят красивые слова друг другу.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.