Как научить ребенка пересказывать сказки?
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи, поскольку от степени сформированности речи зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в последующей системе школьного обучения.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста
- Формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения
Основные задачи развития речи:
- развитие словаря
- воспитание звуковой культуры речи
- формирование грамматического строя речи
- развитие связной речи (диалогической (разговорной) и монологической)
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи
- воспитание интереса и любви к художественному слову
Виды связного монологического высказывания
- пересказ;
- составление рассказов о реальных событиях, по картине и серии картин;
- описательный рассказ
- творческий рассказ
Монологическая речь, более сложна, чем диалогическая, одним из ее видов является пересказ.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.
Пересказ литературных произведений в дошкольном учреждении это средство развития речи на основе образца; вид работы воспитанников, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Дети дошкольного возраста хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту.
Выбирать следует лишь те произведения, которые воспитанники способны пересказать сами. Они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию (не берутся сложные описательные тексты), без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильности высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий.Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как "Косточка", "Лев и собачка" и др. Можно также использовать произведения В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина.
В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения.
Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.
Подготовка детей к пересказам предполагает:
а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);
б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения;
в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.
Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально:
- прослушивать произведение,
- понять его основное содержание,
- запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста,
- осмысленно и связно передавать текст.
Методика обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и других.
Существуют разные виды пересказа:
- подробный пересказ или близкий к тексту;
- краткий или сжатый;
- выборочный пересказ;
- пересказ с перестройкой текста;
- пересказ с творческими дополнениями.
В д/ с используется, пересказ, близкий к тексту.
Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни пересказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова.
Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью педагога. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе)
Начиная со среднего дошкольного возраста учебной программой дошкольного образованияпредусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию.
Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказыванииявляется занятие со всей группой.
Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.
Построение занятия определяется разнообразием его задач.
Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
- Вводная часть (начало занятия)
- Первичное чтение произведения.
- Беседа по содержанию. Словарная работа
- Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
- Пересказы детей.
- Заключительная часть (окончание занятия)
Начало занятия (Вводная часть). Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.
Задачи:
•выяснить знания детей по теме произведения;
• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
• расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
Воспитатель должен объяснить детям некоторые незнакомые слова, имеющие значение для понимания текста, либо перед чтением, либо после первого прочтения (если есть основание полагать, что дети сами не поймут это слово из контекста).
- Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.
- Беседа по содержанию прочитанного произведения, направленная на анализ и запоминание текста.
Беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения. В беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа. Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности.
В вопросно-ответной форме проводится разбор содержания произведения («языковой» и «содержательный»).
Подготовленные педагогом вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимых деталей повествования. В процессе беседы педагоги, как правило, задают детям вспомогательные вопросы, порой неправильно сформулированные. Чаще всего вопросы воспитателя направлены главным образом на работу памяти, а не мышления. В этом случае беседа не достигает цели. Лучше задавать такие вопросы, которые помогают анализировать рассказ, осмысливать связь между фактами и делать выводы. В процессе разбора применяется иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия и др. Это так называемый «содержательный» разбор.
Помимо разбора содержания необходимо проведение специального «языкового» (лексического) разбора текста (также в вопросно-ответной форме, с использованием наглядного материала). Внимание детей сосредоточивается на языковом материале произведения. Лексический разбор включает выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов («Что говорится в сказке о лисе?Какая она?»), а также выделение и воспроизведение в ответах детей языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функций предметов, действий, производимых с ними, то есть ключевых в смысловом отношении слов, образующих основное «содержательное ядро» рассказа.
Коллективная беседа позволяет детям совместно пережить произведение, обменяться мнениями, обдумать сказанное сверстниками, иногда поспорить и при умелом руководстве воспитателя прийти к правильным выводам.
- Повторное чтение с установкой на последующий пересказ должно быть более медленным по сравнению с первым.
- Собственно пересказы детей. Здесь уместно активное руководство воспитателя.
В процессе пересказа воспитатель широко пользуется такими приемами, как прием отраженной речи, подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе, исправление лексических и грамматических ошибок. Иногда достаточно повторить последнюю сказанную ребенком фразу, чтобы он продолжил свой рассказ. Такой прием помогает рассеянным детям. Необходимо поощрять воспитанников, особенно при воспроизведении длинных рассказов. Одобрение делает ребенка более активным, внушает ему веру в свои силы. Поощрять можно по-разному: улыбкой, кивком головы, а иногда и одобрительным словом. Большое значение имеет внимание педагога, его интерес к тому, что и как пересказывают дети.
В конце пересказов лучше вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми.
(виды плана, опоры)Наиболее эффективно сочетание наглядного и словесного методов, (использование нескольких анализаторов), т.е. показ картинки или серии картинок, дополняемый правильным речевым образцом, которому дети подражают.
Наглядный образец (рисунок, пиктограмма…) помогает осознать логику плана, составить план высказывания. Для повышения эффективности запоминания, усвоения вербального материала используются различные виды зрительных опор – рисунки, предметные картинки, пиктограммы, цветообозначения, графические схемы. Научить дошкольника планировать очень важно. Дети с удовольствием рассматривают комиксы с пошаговой зарисовкой действий, ситуаций. Этот же принцип можно использовать при обучении детей пересказу текста.
Пересказ текста с опорой на предметные картинки. К ключевым существительным текста подбираются картинки, по которым потом проводится работа.
Пересказ текста с опоройна сюжетные картинки. Иллюстрации с последовательно разворачивающимися действиями:началом, кульминацией и развязкой. Разложенные в нужном порядке, они служат ребенку планом для рассказа и облегчают его составление. А беседа о событии, обсуждение поведения, чувств, эмоций героя в различных значимых для социальной жизни ситуациях открывает взрослому обширное поле для учебной и воспитательной деятельности.
Читаем текст "Снеговик и зайка”, одновременно показывая "мультфильм”, затем дети пересказывают текст целиком с опорой на серию этих сюжетных картинок (Можно использовать приём – сказочный герой не видел интересный мультфильм, но очень хочет узнать, о чем он).
– Дети слепили снеговика. Вышел зайка из леса, увидел снеговика и захотел съесть морковку. Подпрыгнул, а достать не может. <Рисунок 1>. Принес зайка лестницу, залез на нее и все равно не достает морковку. <Рисунок 2>. А солнышко светит все ярче. Сидит зайка и ждет, а снеговик тает. <Рисунок 3>. Ждал зайка и дождался. Снеговик растаял и превратился в воду. Тогда зайка начал есть морковку. Умный был зайка. <Рисунок 4>.
Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация. (разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер)
Пересказ с помощью картинно-графической схемы, с опорой на пиктограмму активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.
Как должен быть составлен картинно-графический план?
Он должен отражать содержание текста последовательно. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.
Как работать с текстом по мнемотехнике?
1. Сначала читаете произведение.
2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.
3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.
4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.
5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.
Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.
Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди.
Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют.
Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известных остальным. В этом случае контекстность речи при пересказе значительно возрастает. Ребенок старается четче выстроить рассказ, следит за своей речью, так как знает, что другим текст не известен, часто дополняет его деталями, использует больше выразительных средств по сравнению с ситуацией пересказа этого же рассказа взрослому.
Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети. К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется,..», «Я советую Сереже…», «А может быть, лучше…»
- Окончание занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.
Во всех возрастных группах используются разные методические приемы обучения пересказыванию.
Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:
• рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
• лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
- выделение и проговаривание детьми признаков и действий предмета
из текста (Нпр: рассказ Пришвина «Дятел», дятелкакой?– умный,находчивый, трудолюбивый, пёстрый);
- упражнение «Потерялись слова» (Можно провести третье чтениерассказа с пропуском слов, предлогов, окончания предложения);
распространение предложений с использованием упражнения«Волшебная цепочка» (Нпр: педагог говорит короткое предложение, первый ребенок дополняет это предложение ещё одним словом, следующий повторяет полученное новое предложение, добавляясвоё новое слово).
*Птенчик махал крылышками – Маленький птенчик махал
крылышками - Маленький птенчик беспомощно махал
крылышками.
- Также можно использовать проблемные вопросы педагога, требующие полныхсложноподчиненных предложений с опорой на текст;
(Нпр: Почему говорят, что грачи открыли весну?
Говорят, что грачи открыли весну, потому что они
возвращаются с зимовки самыми первыми.)
- Также дети могут задать вопросы по содержанию произведения, а отвечать будет педагог.
• использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствует пониманию содержания рассказа;
• наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.
Какие приемыработы над текстом произведения? Мы уже говорили, что основным является:
• беседа по произведению (она выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
•выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
- Можно разложить в логической последовательности перемешанные иллюстрации к произведению (демонстрация дидактического материала). Сегодня на занятии это была игра с волшебной книгой.
- Можно раздать детям картинки и предложить вставить их на демонстрационное полотно в нужный момент коллективного рассказа (демонстрация дидактического материала)
• Можно выделить из текста фразу к каждой картинке;
•придумать дополнительную и недостающую картинки к отдельным фрагментам текста;
• Используется частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц). У нас на занятии это была лисичкина песенка-дразнилка
• Ну и составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Для совершенствования детских пересказовиспользуются приемы:
- подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
- пересказ по цепочке;
- пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог;
- пересказ по ролям (в лицах).
- передача текста от первого лица или лица разных его героев.
- А также разнообразные игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).