Консультация педагога-психолога
Стиль семейного воспитания
Детско-родительские отношения как фактор,
оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью ю зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье е детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления.
Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненным для ребёнка являются следующие ситуации:
- когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
- когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
- когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
- когда родители открыто или косвенно говорят ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
- когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.
В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:
«Семья-санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливается реакция протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительно изменить ситуации.
«Семья-крепость». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально но. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во и многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. Это тип обычно приводит ребенка к постоянному внутри личностному конфликту, следователь но, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья-третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникает опасения за жизнь и здоровье е родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного общения с детьми, включающий в себя диапазон от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, - это поведение родителей, по отношению к ребенку сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы.
Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей и детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т. д.
В отличие от сформировавшейся личности ребенок дошкольник не владеет защитным механизмом, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки, по мнению Н.Л. Кряжвой, - это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость - глупость.
Уметь слушать ребенка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознать, что в диалоге рождается доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь способствует способности оценить себя с позиции партнера. Взрослый проецирует переживания ребенка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что стимулирует своеобразие припоминание хранимых в глубинах сознания воспоминаний о детстве, своих собственных переживаний. Только тогда, когда взрослый сам на мгновение становиться ребенком и смотрит на мир его глазами, создается ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребенка, осознается её значимость.
Чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. В детском саду такие дети чувствуют себя особенно одинокими и покинутыми. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребенка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. При необходимости нужно поговорить с воспитателями о трудностях пребывания в детском саду. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние обеспечить ребенку любящий родитель.
Родительские директивы, оценки и установки
Негативные установки |
Последствия |
Позитивные установки |
1 |
2 |
3 |
- Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить! |
Замкнутость, отчужденность, угодливость, льстивость. |
- Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей! |
-Горе ты мое! |
Заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные взаимоотношения с родителями и окружающими, отчуждение. |
- Радость ты моя! |
- Нытик! Плакса! |
Внутренняя озлобленность, чрезмерное восприимчивость, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность. |
-Поплачь, станет легче. |
- Ну что за ребенок! Все готов отдать! |
Накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка. |
- Молодец, делишься с друзьями! |
-Не твоего ума дело! |
Робость, отчужденность и конфликты в общении с родителями, эмоциональная отгороженность, замкнутость, задержка психического развития, нарушение самопознания и идентификации. |
-А ты как думаешь? |
-Одевайся теплее, замерзнешь и заболеешь! |
Тревожность, страхи, мнительность. |
- Закаляйся, будь здоров! |
- Ты - копия своего папочки (мамочки)! |
Неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями. |
- Папа у нас замечательный! - Мама у нас умница! |
- Неумейка! Откуда у тебя только руки растут! |
Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к активности. |
- Тебе надо попробовать еще раз, и все получиться! |
- Не кричи так! Оглохнешь! |
Повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная агрессия, конфликтность. |
- А давай пошепчемся на ушко… |
- Противная девчонка! Все они вредные и капризные! (для мальчиков) - Негодник! Все мальчишки драчуны и хулиганы! (для девочек) |
Осложнения меж полового общения, нарушения психосексуального развития. |
- Все люди равны между собой, но как они похожи, и это замечательно! |
- Ты просто грязнуля и замарашка! |
Страхи, небрежность по отношению к себе и своему внешнему виду, неразборчивость в межличностных отношениях. |
- Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен! |
- Ты плохой – обижаешь маму! Вот уйду от тебя к другому (другой)! |
Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна. |
- Ты самый любимый и я тебя никогда не брошу! |
-Жизнь такая трудная.… Вырастешь, тогда поймешь! |
Безволие, трусость, подозрительность, пессимизм, неумение преодолевать самые незначительные препятствия. |
- Все будет хорошо, ведь жизнь так прекрасна! |
Уйди с глаз моих, не маячь, пройди, займись чем-нибудь! |
Озлобленность, скрытость, отчужденность. |
- Давай с тобой разберемся вместе, иди ко мне! |
- Не ешь много сладкого, а то растолстеешь, и тебя никто любить не будет! |
Нарушение образа «Я» комплекс неполноценности, неуверенность, застенчивость, нарушение взаимоотношений, подозрительность. |
- Кушай на здоровье! |
- В этом мире можно надеяться только на себя – все вокруг обманщики! |
Подозрительность, страхи, нарушение межличностных конфликтов, тревожность, страхи. |
- на свете много добрых людей, которые готовы прийти на помощь! |
- Ну, в кого ты такой?! Настоящий гадкий утенок! |
Застенчивость, нарушение образа «Я», трудности в общении, заниженная самооценка, неверие в собственные силы и способности. |
- Как ты мне нравишься! |
- Чего ты своевольничаешь?! Надо у взрослых разрешения спрашивать! |
Робость, безынициативность, безволие, тревожность, зависимость от чужого мнения. |
-Ты какой молодец, можешь и сам все сделать! |
- Да подожди ты! Вечно ты не вовремя! |
Скрытость, отчужденность, излишняя самостоятельность, снижение порога дозволенного, повышение психоэмоционального напряжения. |
-Если хочешь, я могу тебе помочь. |
- Никогда не сноси обиды, давай сдачу! |
Агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность, ощущение вседозволенности. |
- Люди всегда могут найти общий язык и договориться друг с другом! |
(На основе классификации Н.Л. Кряжевой)