Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 93 человека

Стиль семейного воспитания

Дата: 4 мая 2016 в 12:45

Консультация педагога-психолога

Стиль семейного воспитания

Детско-родительские отношения как фактор,

 оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей

 

 

 

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания  ученых и практиков, как важный и  ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.  В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому  на климат внутри семьи влияет множество факторов:  и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические  перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь  под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть  свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять  психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью ю зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье е детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления.

Интересным  представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненным для ребёнка являются следующие ситуации:

- когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

- когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

- когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

- когда родители открыто или косвенно говорят ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

- когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять  переживания ребенка.

В одном  из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

«Семья-санаторий».  Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей.  В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливается реакция протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительно изменить ситуации.

«Семья-крепость». Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально но. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во и многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. Это тип обычно приводит ребенка к постоянному внутри личностному конфликту, следователь но, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

«Семья-третий лишний».  В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать  чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять  же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникает опасения за жизнь  и здоровье е родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

 Именно  в таких семьях получил  распространение синдром опасного общения с детьми, включающий в себя диапазон от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, - это поведение родителей, по отношению к ребенку сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы.

Родителям особенно важно понять, какую роль  в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Их  авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей и детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т. д.

В отличие от сформировавшейся личности ребенок дошкольник не владеет защитным механизмом, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать  установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки, по мнению Н.Л. Кряжвой, - это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить  себя и выжить в окружающем мире. Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость  - глупость.

Уметь  слушать  ребенка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознать, что в диалоге рождается доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь  способствует способности оценить  себя с позиции партнера. Взрослый  проецирует переживания ребенка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что стимулирует своеобразие припоминание хранимых в глубинах сознания воспоминаний о детстве, своих собственных переживаний. Только тогда, когда взрослый сам на мгновение становиться ребенком и смотрит на мир его глазами, создается ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребенка, осознается её значимость.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. В детском саду такие дети чувствуют себя особенно одинокими и покинутыми. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребенка, делиться своим опытом, давать  советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. При необходимости нужно поговорить  с воспитателями о трудностях пребывания в детском саду. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние обеспечить  ребенку любящий родитель.

 

Родительские директивы, оценки и установки

 

Негативные установки

Последствия

Позитивные установки

1

2

3

- Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить!

Замкнутость, отчужденность, угодливость, льстивость.

- Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей!

-Горе ты мое!

Заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные взаимоотношения с родителями и окружающими, отчуждение.

- Радость  ты моя!

- Нытик! Плакса!

Внутренняя озлобленность, чрезмерное восприимчивость, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.

-Поплачь, станет легче.

- Ну что за ребенок! Все готов отдать!

Накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка.

- Молодец, делишься с друзьями!

-Не твоего ума дело!

Робость, отчужденность и конфликты в общении с родителями, эмоциональная отгороженность, замкнутость, задержка психического развития, нарушение самопознания и идентификации.

-А ты как думаешь?

-Одевайся теплее, замерзнешь и заболеешь!

Тревожность, страхи, мнительность.

- Закаляйся, будь здоров!

- Ты - копия своего папочки (мамочки)!

Неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями.

- Папа у нас замечательный!

- Мама у нас умница!

- Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к активности.

- Тебе надо попробовать еще раз, и все получиться!

- Не кричи так! Оглохнешь!

Повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная агрессия, конфликтность.

- А давай пошепчемся на ушко…

- Противная девчонка! Все они вредные и капризные! (для мальчиков)

- Негодник! Все мальчишки драчуны и хулиганы! (для девочек)

Осложнения меж полового общения, нарушения психосексуального развития.

- Все люди равны между собой, но как  они похожи, и это замечательно!

- Ты просто грязнуля и замарашка!

Страхи, небрежность  по отношению к себе и своему внешнему виду, неразборчивость в межличностных отношениях.

- Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен!

- Ты плохой – обижаешь маму! Вот уйду от тебя к другому (другой)!

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

- Ты самый любимый и я тебя никогда не брошу!

-Жизнь такая трудная.… Вырастешь, тогда поймешь!

Безволие, трусость, подозрительность, пессимизм, неумение преодолевать  самые незначительные препятствия.

- Все будет хорошо, ведь жизнь   так прекрасна!

Уйди с глаз моих, не маячь, пройди, займись  чем-нибудь!

Озлобленность,  скрытость, отчужденность.

- Давай с тобой разберемся вместе, иди ко мне!

- Не ешь много сладкого, а то растолстеешь, и тебя никто любить не будет!

Нарушение образа «Я» комплекс неполноценности, неуверенность, застенчивость, нарушение взаимоотношений, подозрительность.

- Кушай на здоровье!

- В этом мире можно надеяться только на себя – все вокруг обманщики!

Подозрительность, страхи, нарушение межличностных конфликтов, тревожность, страхи.

- на свете много добрых людей, которые готовы прийти на помощь!

- Ну, в кого ты такой?! Настоящий гадкий утенок!

Застенчивость, нарушение образа «Я», трудности в общении, заниженная самооценка, неверие в собственные силы и способности.

- Как ты мне нравишься!

- Чего ты своевольничаешь?! Надо у взрослых разрешения спрашивать!

Робость, безынициативность, безволие, тревожность, зависимость от чужого мнения.

-Ты какой молодец, можешь и сам все сделать!

- Да подожди ты! Вечно ты не вовремя!

Скрытость, отчужденность, излишняя самостоятельность, снижение порога дозволенного, повышение психоэмоционального напряжения.

-Если хочешь, я могу тебе помочь.

-  Никогда не сноси обиды, давай сдачу!

Агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность, ощущение вседозволенности.

- Люди всегда могут найти общий язык и договориться друг с другом!

(На основе  классификации Н.Л. Кряжевой)

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.