Учите детей общаться
Быть вместе
Дорогие родители!
Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь:
одна - корни,
а другая - крылья.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома". Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.
"Годы чудес" - так называют исследователи пер-вые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.
В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.
<ins>Советы родителям</ins>
<ins>ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?</ins>
<ins>Делайте!</ins>
<ins>* Радуйтесь Вашему малышу.</ins>
<ins>* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.</ins>
<ins>* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.</ins>
<ins>* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).</ins>
<ins>* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.</ins>
<ins>* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.</ins>
<ins>* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.</ins>
<ins>* Говорите с малышом короткими фразами.</ins>
<ins>* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.</ins>
<ins>* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.</ins>
<ins>* Говорите медленно.</ins>
<ins>* Будьте терпеливы.</ins>
<ins>* Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.</ins>
<ins>* Каждый день читайте ребенку.</ins>
<ins>* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.</ins>
<ins>* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.</ins>
<ins>* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.</ins>
<ins>* Поощряйте игры с другими детьми.</ins>
<ins>* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.</ins>
<ins>* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.</ins>
<ins>* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.</ins>
<ins>* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.</ins>
<ins>* Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.</ins>
<ins>* Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.</ins>
<ins>* Регулярно водите ребенка в библиотеку.</ins>
<ins>* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.</ins>
<ins>* Не теряйте чувства юмора.</ins>
<ins>* Играйте с ребенком в разные игры.</ins>
<ins>* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.</ins>
<ins>Не делайте!</ins>
<ins>* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.</ins>
<ins>* Не задавайте слишком много вопросов.</ins>
<ins>* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.</ins>
<ins>* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.</ins>
<ins>* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.</ins>
<ins>* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".</ins>
<ins>* Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".</ins>
<ins>* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.</ins>
<ins>* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.</ins>
<ins>* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.</ins>
<ins>* Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста</ins>
<ins>понимания:</ins>
<ins>всех логических связей;</ins>
<ins>всех Ваших чувств ("Мама устала");</ins>
<ins>абстрактных рассуждений и объяснений.</ins>
<ins>* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.</ins>
<ins>* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.</ins>