ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Внедрение модели создания толерантной образовательной среды при организации интегрированного обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования»
Научный консультант: Кислякова Юлия Николаевна, консультант отдела дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной образовательной среды, которая рассматривается как совокупность влияний и условий, обеспечивающих реализацию образовательного процесса (Н.Б.Крылова, Л.И.Новикова, В.И. Панов, В.А.Ясвин и др.).
Образовательная среда выступает неотъемлемой характеристикой любого учреждения образования. Это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. Образовательная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Предметный мир детства – это среда развития всех специфических видов детской деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Проведенные научные исследования показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социо-предметной среде. (С.Л. Новоселова).
Учреждение дошкольного образования – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится осмысление особенностей толерантной образовательной среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка.
П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Китов, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др занимались психологическими исследованиями по проблемам развития личности и вопросами адаптации детей к требованиям социальной среды.
Процессы обновления содержания дошкольного образования не могут быть оторваны от современной образовательной среды, в которой они должны воплощаться. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования образовательной среды как условия формирования личности. Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В учреждении дошкольного образования обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Задача педагогических работников состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Учреждение дошкольного образования посредством создания содержательных, организационных и методических условий призвано помочь каждому ребенком быть:
• субъектом собственной жизнедеятельности;
• субъектом предметной деятельности;
• субъектом деятельности общения;
• субъектом деятельности самосознания.
Образовательная среда рассматривается нами как некое пространство возможностей и выборов личности. Такая среда позволяет участникам образовательного процесса ответить для себя на вопросы: «Для чего обучаться?», «Чему обучаться?», «Как обучаться?», «С кем обучаться?», «Где обучаться?». Важнейшей характеристикой образовательной среды в учреждении дошкольного образования с точки зрения взаимодействия взрослых и детей является переход от манипулирования ребенком как объектом педагогического воздействия к созданию условий развития ребенка как самоценной личности, субъекта образовательной деятельности.
Таким образом, в качестве цели современного учреждения дошкольного образования следует определить создание толерантной образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ребенка. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы ребенок мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель – научное и организационно-методическое обоснование внедрения модели создания толерантной образовательной среды в учреждених дошкольного образования.
Обоснование использования в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность. Экспериментальная деятельность по теме «Апробация модели организации образовательного процесса при совместной реализации учебной программы дошкольного образования и учебных программ специального образования на уровне дошкольного образования» проводилась на основании приказа Министра образования Республики Беларусь № 453 от 1 июня 2011 г. «Об утверждении перечня учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2011-2012 учебном году». В 2011-2012 учебном году экспериментальная деятельность осуществлялась на базе ГУО «Ясли-сад №10 г. Пинска» Брестской области, ГУО «Санаторные ясли-сад №1 г. Солигорска» Минской области, в 2012-2013 учебном году приказом Министра образования С.А. Маскевича № 546 от 9 июня 2012г. на базе следующих учреждений: ГУО «Ясли-сад №10 г. Пинска» Брестской области, ГУО «Санаторные ясли-сад №1 г. Солигорска» Минской области, ГУО «Ясли-сад № 296 г. Минска», ГУО «Ясли – сад № 546 г. Минска», ГУО «Дошкольный центр развития ребенка агрогородка Поречье» Гродненского района Гродненской области.
Задачи инновационного проекта:
1. Разработать стратегию внедрения модели создания толерантной образовательной среды в учреждениях дошкольного образования.
2. Определить педагогические условия внедрения модели создания толерантной образовательной среды в учреждениях дошкольного образования.
3. Обеспечить систему научно-методического сопровождения инновационной деятельности на всех этапах реализации проекта.
4. Разработать формы методической работы, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников учреждения дошкольного образования, обеспечивающих внедрение модели создания толерантной образовательной среды.
5. Разработать диагностический инструментарий и обеспечить мониторинг процесса и результатов внедрения модели.
6. Изучить, систематизировать и обобщить опыт работы по внедрению модели создания толерантной образовательной среды.
7. Разработать методические рекомендации по использованию модели
создания толерантной образовательной среды.
Гипотеза: представленная инновационная модель обеспечит толерантную образовательную среду в дошкольном учреждении при условии преодоления барьеров в сознании участников образовательного процесса, формирования у детей осознания ценности каждой личности и уважения к различиям, интегрирующих мероприятий, объединяющих детей и взрослых.
Осуществление инновационной деятельности планируется на базе следующих учреждений: ГУО «Ясли-сад №10 г. Пинска» Брестской области, ГУО «»Ясли – сад агрогородка Индура» Гродненского района Гродненской области, ГУО «Дошкольный центр развития ребенка агрогородка Поречье» Гродненского района Гродненской области.
III.ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И РАЗРАБОТОК
В основе проекта лежат концепция построения предметно-развивающей среды (В.П. Петровский, В.А. Кларина, Л.М. Смывина, Н.Я. Михайленко), положения о сущности, содержании и направленности социализации как формы и механизма социального становления человека (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, Н.Ф. Голованова, Е.М. Калинина, А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, А.В. Мудрик Д.И. Фельдштейн). (В.В. Зеньковский,), социокультурной трактовки статуса детства (Л.В. Безрукова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн), непрерывного развития (В.В. Абраменкова, В.И. Слободчиков), сопровождения, поддержки (Н. Осухова, Л.М. Шипицына), личностно ориентированного (И.А. Зимняя, В.В. Сериков И.С. Якиманская) и развивающего (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин) образования, организации педагогического взаимодействия с детьми (Т.В. Антонова, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Л.А.Парамонова, Ю.П.Сокольников, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.).
IV. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Концептуальной основой инновационного проекта являются идеи синергетического, гуманитарно-культурологического, личностно-деятельностного, диалогического и рефлексивного подходов, идеи открытости образовательной среды, приоритета положительной обратной связи, творчества, интеграции содержания.
Идея синергетического подхода. Основная задача синергетики как научного направления состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в темах самой разной природы. Изучение объекта в динамике - характерная особенность синергетики.
Идея гуманитарно-культурологического подхода. Термин «гуманитаризация» в последнее время приобретает более широкое значение. Прилагательное «гуманитарный» сегодня осмысливается как «свойственный человеку, человеческой природе».
Идея личностно-деятельностного подхода. В современных психологических и педагогических публикациях широкое распространение получил личностно-ориентированный подход к образованию. Однако, этот подход значительно уже, чем личностно-деятельностный, так как, по мнению И.А. Зимней, вне поля зрения остаются деятельность и поведение человека в целом. Оба компонента (личностный и деятельностный) анализируемого подхода неразрывно связаны друг с другом, ибо личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов определяет личностное развитие ее как субъекта,
Идея рефлексивного подхода. Рефлексивная культура характеризуется: готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умениями обретать новые смыслы и ценности; умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений; умениями ставить и решать неординарные практические задачи. Основным показателем рефлексивной культуры личности является ее способность работать в условиях неопределенности. Если гуманитарно-культурологический и личностно-деятельностный подходы задают новую содержательную ориентацию образовательного процесса, то рефлексивный подход указывает на механизм их реализации.
Идея диалогического подхода. Практическая реализация рефлексивного подхода ставит проблему формирования позитивного характера взаимодействия участников образовательного процесса.
Идея открытости образовательной среды ориентирует на открытое адаптивное образовательное пространство, в котором какое-то время «протекает» жизнь ребенка, обеспечивая его воспитание, обучение и развитие личности.
Идея приоритета положительной обратной связи. Проблема построения в учреждении дошкольного образования адаптивной образовательной среды с неизбежностью ставит вопрос о критериях оценки его деятельности.
Идея интегративности образования указывает на взаимосвязь содержания различных образовательных областей учебной программы дошкольного образования и иных программ, реализуемого в различных видах детской деятельности.
На основе концепции предметно-развивающей среды выделены принципы построения образовательной среды в учреждениях дошкольного образования (В.А.Петровский, Л.М. Кларина и др.):
принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
принцип активности, самостоятельности, творчества;
принцип стабильности – динамичности;
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
принцип открытости – закрытости;
принцип учета психофизических и половозрастных особенностей детей.
В исследовании С.Л. Новоселовой определены психологические требования к построению развивающей среды: - среда должна быть современна и отвечать основным положениям эргономики удобства развивающейся детской деятельности; необходимо обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности; базисные компоненты среды должны быть соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых; содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности; среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада. По мнению С.Л. Новоселовой, предметная среда включает ряд базисных компонентов, необходимых для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природная среда и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Данные оазисные компоненты обеспечивают разнообразие детской деятельности по интересам, что создает возможность не только коллективной, но и индивидуальной деятельности (среда уединения).
Образовательный процесс всегда осуществляется в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, которое выступает в качестве источника разнообразного культурного опыта и совокупности условий его успешного присвоения. Одной из тенденций развития современной системы дошкольного образования является разработка вопросов создания толерантной образовательной среды в учреждениях дошкольного образования. Активное внимание к данной проблеме обусловлено широким распространением в педагогической практике идей средового подхода (Г.Ю.Беляева, Ю.С.Мануйлова, С.В.Сергеева, В.И.Слабодчикова и др.).
Педагогическими характеристиками построения толерантной образовательной среды в учреждениях дошкольного образования выступают (О.А. Артамонова, Т.М. Бабунова, С.Е.Гайдукевич, М.Н. Полякова и др.): комфортность, функциональная надежность и безопасность; соответствие санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам; учет всех направлений развития ребенка; гибкость, мобильность обстановки, разнообразие сред, их рациональное расположение с учетом особенностей развития детей определенного возраста; обеспечение богатства сенсорных впечатлений; создание условий для самостоятельной индивидуальной деятельности; обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования, изменения дизайна окружающей среды, доступное расположение предметов и средств обучения.
Таким образом, построение толерантной образовательной среды в учреждении дошкольного образования предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Социокультурная и предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать целям воспитания и обучения, соответствовать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а так же основным принципам проектно-дизайнерского и культуры.
V. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
---|---|---|
1. |
Доступность дошкольного образования и удовлетворенность образовательными услугами учреждения дошкольного образования |
степень удовлетворенности родителей (результаты опросов, бесед, анкетирования): 1.1. качеством дошкольного образования воспитанников в группе интегрированного обучения и воспитания; 1.2. образовательной толерантной средой; 1.3. профессиональной компетентностью педагогов учреждения дошкольного образования |
2. |
Качество дошкольного образования воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания
|
2.1. показатели познавательного, личностного развития, сформированности социальных умений воспитанников* 2.2. создание толерантной образовательной среды в дошкольном учреждении: степень участия родителей в образовательном процессе (по результатам опросов, бесед, анкетирования); 2.3. инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов: создание профессиональной среды для обмена опытом; эффективность работы по повышению педагогического мастерства педагогических работников в межкурсовой период (участие в творческих мероприятиях, конкурсах, методических объединениях и пр.); профессиональные достижения педагогов. |
3. |
Качество управления инновационной деятельностью в дошкольном учреждении |
наличие в дошкольном учреждении необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий; наличие системы стимулирования педагогов; желание и готовность педагогов работать в режиме инновационной деятельности. |
*1. Критерий социально-эмоционального развития воспитанников оценивается по следующим показателям:
умение детей интегрированной группы устанавливать взаимоотношения друг с другом и взрослыми в различных ситуациях общения;
умение соблюдать детьми правила речевого этикета, касающихся проявления эмоционально-ценностного отношения к значимым взрослым и сверстникам (постоянно, регулярно, эпизодически – в зависимости от возможностей детей);
овладение детьми речевым поведением, т.е. системой целенаправленно и последовательно выполняемых действий, отражающих способы использования ребенком языка в конкретных социально-бытовых ситуациях;
проявление способностей воспитанников адекватно ориентироваться в предметном, природном, социальном окружении.
2. Критерий личностного развития воспитанников оценивается по следующим показателям:
овладение детьми социально значимой информацией о себе (имя, фамилия, возраст);
умение воспроизведения социально значимой информации о себе в естественных и специально организованных социально-бытовых ситуациях;
умение проявлять эмпатийные чувства по отношению к окружающим сверстникам и взрослым;
осознание ценности каждой личности и уважение к различиям.
3. Критерии повышения качества образовательного процесса в группе интегрированного обучения и воспитания:
- совершенствование профессиональной компетентности педагогов, преодоление барьеров в сознании;
- использование позитивных коммуникативных навыков в работе с детьми и родителями;
- внедрение разнообразных форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, обеспечивающих включение родителей в основные сферы функционирования дошкольного учреждения: управление, образовательный процесс, хозяйственно-административная деятельность.
- РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Кадровый состав:
- Руководитель проекта – Чернецкая Ирина Иосифовна
- Куратор проекта – заместитель заведующей по основной деятельности Солома Анна Станиславовна
- Консультант проекта – консультант отдела дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь Кислякова Юлия Николаевна.
- Группа технической поддержки проекта: учитель-дефектолог Адамович Наталья Николаевна, воспитатель Якимец Светлана Михайловна
- Группы реализации проекта:
- разновозрастная интегрированная.
- воспитатели дошкольного образования: Якимец С.М.
- Родительский актив группы
- Специалисты: музыкальный руководитель, педагог-психолог
- Учитель-дефектолог Адамович Н.Н.
Нормативно-правовое:
- Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь/утверждена Министерством образования Республики Беларусь от 08.12.2006 г. №121/ / Сборник нормативных документов. – 2007. - №15, 16;
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Приложение к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125.
- Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011г. № 243-З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010г.:одобр. Советом Респ. 22 дек.2010г. – Мозырь : Белый Ветер, 2011. – 379, [1]с.
Программно-методическое:
- инструктивно-методические, нормативные документы и материалы Министерства образования Республики Беларусь;
- научно-популярная и методическая литература по проблеме;
- формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное проведение занятий, игр-занятий;
- календарно-тематическое планирование;
- конспекты занятий, игр-занятий;
- методические рекомендации;
- «пакет» диагностических методик и др.
Мотивационное:
- Положение о материальном стимулировании участников инновационной деятельности.
Информационное:
- информирование коллектива педагогов, родителей воспитанников о характере инновационной деятельности через сайт учреждения;
- организация информационного обмена между участниками инновационной деятельности .
Материально-техническое:
- учреждение оснащено компьютерной техникой, имеет локальную сеть, 2 ПК, ноутбук, 2 принтера, 1 ксерокс, обеспечен доступ в Интернет на 2 ПК.
- ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
- для реализации проекта ожидается использование бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств
№ п/п |
Необходимое оборудование |
Целевое использование |
1. |
Диски CD-R, DVD-R |
Запись презентационных материалов, видео занятий ,тестового материала |
2. |
Фото и видео техника |
Для формирования банка по обмену опытом |
3. |
Стенд «Инновационная деятельность» |
Размещение информации для социума учреждения |
4. |
Мебель и игровое оборудование |
Для укрепления материально- технической базы учреждения, групп. |
- ЛИТЕРАТУРА
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды./ Ю.К.Бабанский. – М.: Педагогика, 1988. – 500 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е.В.Бондаревская // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.
- Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления./Э.Боно. – М., 1976.
- Брунер Дж. Психология познания. /Дж.Брунер – М., 1977.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. /Л.С.Выготский. //Избранные психологические исследования – М.: Изд.АПН РСФСР, 1956.
- Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии./ Л.С.Выготский // Педагогика, 1984. – Том 4. – С. 243-415.
- Занков Л.В. Изобретательные педагогические труды, 1990. – С. 306-315
- Люблинская А.А. Детская психология./А.А.Люблинская - М.,Просвещение, 1971.
- Тихомиров, О.К. Психология мышления./О.К.Тихомиров – М., 1984.