Для чего же нужна подготовка руки к письму перед школой, если в первом классе выводить буквы ребенка все равно научат?
Начнем с того, что требования к детям, поступающим в современный первый класс, намного выше, чем 10-20 лет назад. И хотя психологи твердят о том, что торопить события вовсе не к чему, практически все родители отдают ребенка на подготовительные курсы или сами занимаются с ребенком. Чтобы у первоклассника не было ощущения того, что он не успевает, как раз и необходима подготовка руки к письму. Подготовка — это полшага на пути к красивому почерку.
Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом. Начиная работу по подготовке детей к письму, мы учим ребенка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться на листе бумаги. Основное внимание мы обращаем также на формирование правильной позы при письме: детей учим сидеть, располагать необходимые предметы на столе и самостоятельно работать.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также стимулирует развитие речи.
Какими же способами можно тренировать детскую руку?
Существует много игр и упражнений по развитию моторики рук, которые Вы можете предложить детям дома:
Массаж и самомассаж кистей рук и пальцев. Игровой самомассаж является несложным, но весьма эффективным средством для развития внимания, памяти, а также развитие речевой сферы.
Я предлагаю выполнить массаж ладоней и пальцев, для этого мы используем стихотворный текст интересный для детей.
Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трём,
Разогреться им даём.
Будем пальцы растирать
И, конечно, согревать.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Очень важно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (пальцы рук соединяются ритмично в
«замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики, (ритмичное касание одноименных
пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с
мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)
Работа с бумагой. Оригами.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги, т. е. оригами.
Квадратный лист бумаги сложить по диагонали. Получившийся треугольник сложить пополам. Сторону получившегося треугольника, лежащую напротив раскрывающихся уголков, согнуть как на фото. Отогнуть вверх один из раскрывающихся уголков. Второй уголок отогнуть в обратную сторону. Прогладить сгибы. Развернуть бабочку.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоровительное действие. Детям можно предложить нанизывать на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц - по образцу, по словесной инструкции; составление бус разных цветов в определённой последовательности); аппликация и мозаика из природного материала (семечки, ракушки, крупы)
Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.
Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из крупы, фасоли и т.д.
Попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.
Графические упражнения. Штриховка.
Развитие мелкой моторики определяется не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой: движения руки не должны быть скованным, напряжённым.
Ребёнок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.
Штриховка - одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:
- штриховать только в заданном направлении;
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5см.
Графический диктант
Графический диктант - это схематичное изображение предмета (рисование по клеточкам). Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок мог всегда исправить линию. Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15-20 минут. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1.Ребёнку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.
2.Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребёнок выполняет работу на слух, а затем сравнивает изображение с образцом. Помните, что во время занятий очень важен настрой ребёнка и доброжелательное отношение взрослого.
Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание - один из самых лёгких видов деятельности. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображённых предметов, равномерно нанося нужный цвет. Ребёнок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.
Для рисования можно использовать различные материалы (ручка, простые и цветные карандаши, мел, фломастеры).
Вырезание ножницами.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Игры с конструктором и мозаикой - пазлами.
Игры с конструктором могут быть разные, можно «строить» с ребёнком здания и предметы только определённых цветов, можно предложить малышу посчитать детали. Будущему первокласснику уже можно купить сложный конструкторский набор, занятия с которым помогут развивать пространственное и логическое мышление, воображение и внимательность.
Игры со шнурками.
Сюда же отнесем завязывание бантиков, застёгивание пуговиц, замков. Игры со шнурками способствуют развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры тренируют усидчивость.
Игра «Кто быстрее». Играющим (2-3 ребёнка) даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков, их задача – быстро их развязать.
Игра «Повтори узор» Играющих двое: взрослый и ребенок или два ребенка. Один игрок придумывает узор, второй - повторяет.
Игра " Кто больше?" (для родителей)
Цель - развивать ловкость пальцев рук. Даются шнурки одинакового размера. По сигналу играющие начинают завязывать узелочки на своих шнурках. А мы посчитаем до 10 Кто больше завяжет - тот и победитель.
Я назвала лишь с малую частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими детьми, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Дорогие Родители!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д. Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем. Вызывайте положительные эмоции у ребенка!