Взаимодействие с родителями один из важнейших аспектов реализации инновационного проекта. Родители наши главные помощники,ценители наших достижений и успехов. Главной задачей при реализации инновационного проекта , мы считали повышение педагогической грамотности родителей в создании и оснащении РППС, вовлчение их в процесс моделирования, видоизменнения пространства группы и дошкольного учреждения вцелом. При реализации работы с родителями были организованы разнообразные формы взаимодействия с семьями: консультации, практикумы, совместные образовательные проекты, выставки детско-родительского творчества,групповые и общие родительские собрания, создание новых объектов в развивающей предметно-пространственной среде групп и территории дошкольноого учреждения.
Взаимодействие педагогов и родителей средней интегрированной группы
по проектированию новых моделей в РППС
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей среднего дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа и интеграции, охраны и укрепления здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда отвечает требованиям содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей.
В группе для развития детей создана правильная, целесообразная, удобная, развивающая предметно – развивающая среда, настраивающая на эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром. Групповая комната представлена развивающими центрами. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы в виде ширмы, стеллажей, пластмассовых контейнеров. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность, все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям, гендерной принадлежности детей моей группы, находятся в свободном доступе.
Каждому ребенку представлена свобода выбора средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.
При проектировании РППС обеспечено создание условий для информатизации образовательного процесса. Для этого групповое помещение оснащено оборудованием для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (мобильным компьютерам, магнитной доской). Компьютерно – техническое оснащение используется в различных целях:
для обеспечения образовательного процесса;
– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др. ;
– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию рабочей;
– для предоставления информации о рабочей программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией рабочей программы и т. п.
На столе рядом с магнитной доской располагается дидактический материал, игры по теме недели.
Центр познавательного развития или «Центр грамотности»
-- дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др.
--пособия по речевому развитию, обучению грамоте «Говорим правильно», д/и, наборы букв, схемы звукового анализа слов, тетради по обучению грамоте, прописи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Поэтому мы заботимся о формировании речевой активности детей, о её чистоте и правильности.
Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения.
Центр «Безопасность» способствует формированию основ безопасного поведения у детей. Он оснащен макетом улицы, пособием «Дорожные знаки», игрой «Парковка», игрушками – транспортными средствами, иллюстрациями о транспорте и рабочих инструментах. Есть папка «Правила безопасности для дошкольников», картотека с/р игр «Безопасность», материалы по пожарной безопасности. Многие игры и пособия в этот центр мы приобретали, изготавливали совместно с родителями.
В нашей группе оформлен Центр «Патриотическое воспитание». Работа по созданию центра велась совместно с родителями и детьми. В настоящее время в нём расположена национальная символика(герб РБ, флаг РБ), книги, альбомы, папки с материалами о природе нашей страны «Белорусская народная игрушка». Экспонаты из мини-музея могут обыгрываться детьми, используются в игровой, познавательной и продуктивной деятельности. Экспонаты и тема мини-музея меняются в зависимости от возраста и интересов детей.
Центр «Юные исследователи»:
При организации детского экспериментирования стоит новая задача — показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир. В центре экспериментирования собраны разные сыпучие материалы, часы песочные (на разные отрезки времени, микроскоп, Циркуль, линейки, набор мерных стаканов, бумаги, семян и плодов, (гербарий).
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующая модель водяной мельницы.
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов.
Центр уголок природы.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох. Нами собраны серии сюжетных картинок, альбомы для рассматривания, картотеки «домашние и дикие животные, растения, птицы, жители океана и другие». Так же подобран наглядный материал с фигурками животных разных климатических зон Земли.Различное лото: «Дикие и домашние животные»,дидактические игры: «Лото: весёлые зверята», «Круглый год», «Времена года», «Как растёт живое», «Найди пару» и другие. Есть календарь погоды.
РППС познавательного центра соответствует принципам содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Игровой центр позволяет создавать условия для развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;В группе имеется все необходимое оборудование для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Семья»; «Магазин»; «Дочки-матери»; «Транспорт»; «Детский сад»; «Водители»; «Наша армия»; «Пожарные»; «Мы- строители». Также в игровом центре есть наборы фруктов, овощей, хлебобулочных изделий. Кроме того, в игровом центре представлен кукольный домик с мебелью, куклы, пупсы, коляски, машины, инструменты.
Дети активно используют передвижную ширму в своей игровой деятельности, что позволяет РППС группы быть полифункциональной. Такую же функцию выполняет передвижная платформа.
Спокойно отдохнуть, снять эмоциональное напряжение дети могут в центре отдыха и уединения. Воспитанники сидят на мягком диване, могут выполнять различные действия со шторами – «сухим дождем», могут посмотреть книги, фотоальбомы «Моя семья», «Это я», заняться сенсорными играми (шнуровка, катушки). Здесь дети рассматривают картины на стене.
Центр художественно – эстетического развития:
Центр музыкально-театрализованной деятельности способствует развитию способности выразить в речи свои представления, опыт, чувства, фантазию, впечатления, где представлены:
– различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, теневой;
– маски, одежда для ряженья;
– набор наручных кукол би-ба-бо;
– музыкальные инструменты по возрасту детей;
– музыкально – дидактические игры;
– магнитола, диски, флэшка с детскими песнями;
– мобильный контейнер с нарядами и т. п.
– папка с фотографиями композиторов.
Центр изобразительной деятельности способствует формированию творческого потенциала детей, развитию интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, художественно – творческих способностей. Для решения этих задач в мини-центре есть доска-мольберт, различные канцтовары, трафареты, раскраски, альбомы с иллюстрациями народного творчества.
Центр конструктивной деятельности «Маленький строитель»
– крупный, средний и мелкий строительный материал, конструкторы из серии «Лего», мозаика, схемы, игрушки для обыгрывания построек. Крупный конструктор находится в передвижных контейнерах, что способствует их трансформируемости.
Рядом с центром конструирования располагаются передвижные модули, конструктроры и стоительный материал, которые также трансформируемы и полифункциональны.
Центр книги и театральной деятельности.
Центр книги обеспечивает литературное развитие дошкольников. Наряду с художественной литературой здесь представлены портреты писателей, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, книжки-малышки, сделанные руками детей и их родителей.
Центр физического развития: «Олимпийские резервы», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей, оснащен необходимым физкультурным оборудованием, пособиями в соответствии с разными видами физических упражнений, движениям (мячи большие и малые, кольцебросы, скакалки, кегли, серсо, мишени и шарики для бросания, мешочки для метания). Также есть д/и и альбомы спортивного содержания, массажные дорожки.
Мы в своей работе стремимся,чтобы:
-предметный мир обеспечивал потребности каждого ребёнка;
-РППС обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накоплению социального опыта;
-РППС выступала условием расширения возможностей ребёнка;
-РППС способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда приёмной комнаты группы
в организации сотрудничества с родителями.
Приёмную комнату в наших возрастных группах мы постарались сделать красивой и уютной, интересной для наших родителей. Согласно Кодексу об образовании РБ родители воспитанников являются полноправными участниками образовательного процесса. Поэтому мы регулярно информируем родителей о жизни их детей в дошкольном учреждении. На стенде «Для вас, родители!», представлены следующие материалы: визитка группы, распорядок дня, «Наша познавательная неделька»(расписание занятий), тема недели и задачи, которые мы планируем реализовать.
Далее представлена выставка поделок из природного материала на тему сезона(например «Осенние фантазии», «Зимняя сказка» ,и др. – совместное творчество детей и родителей. Здесь же располагается «Родительский столик», где родителям предлагаются: литература и дидактические игры по теме недели, картотека прогулок.
Ведется родительский чат, в который также воспитателями сбрасывается тематическая информация, а также страничка «Интересные события нашей жизни»,(например фото с прогулок, экскурсий, занятий, утренников). Информация постоянно меняется.
Стенд «Наше творчество» демонстрирует продуктивную деятельность всех воспитанников по образовательной области «Изобразительное искусство»(рисование, лепка, аппликация, конструирование), которую регулярно просматривают родители.
Стенд с рубрикой «Поздравляем» или «Чей сегодня День рожденья?» помогает поддерживать доброжелательную атмосферу в группе, стимулирует детей и родителей к активному участию в жизни группы. Здесь мы размещаем не только поздравления воспитанников с Днём Рождения, с успешным участием в различных конкурсах, но и размещаем благодарности активным родителям и семьям воспитанников.
Родителям важно знать, чем кормят детей в д/с. Об этом они узнают на стенде «Меню».Также в приёмной комнате представлен стенд для объявлений.
Нам необходимо получать обратную связь от родителей воспитанников. Здесь представлены две формы обратной связи: «Почта доверия», «Тетрадь отзывов и предложений».
В связи с тем, что в последнее время определяется большее количество детей с нарушением речи и развития, в наших группах существуют рубрики под названием «Уголок дефектолога », «Уголок психолога», где родителям предлагаются способы пополнения словарного запаса детей, «Рука развивает речь» и др., кармашек с алгоритмом одевания по сезону, кармашек «Мнемотаблица», «Советы родителям гиперактивного ребёнка», «Как управлять эмоциями детей» информация в которых меняется в соответствии с темой недели, тематикой занятий специалистов.
Мы стремимся не перегружать информацией наши приёмные, но мы считаем,
что как «..театр начинается с вешалки», так наша информационно-просветительская работа с родителями начинается с создания грамотной РППС приёмной комнаты, а дальше продолжается в других разнообразных формах и видах взаимодействия.
Круглый стол для родителей
Тема: « Развивающее пространство ребёнка дошкольника в семье»
Цель: «Повышение педагогической грамотности родителей вопросах значимости РППС для развития ребёнка»
Задачи:
1. Выявить знания родителей о создании развивающей среды(анкетирование)
2. Ознакомление родителей с теоретическими основами создания и построения РППС
в домашних условиях.
3. Дать представление о значении правильного спроектированной РППС
для гармоничного развития.
План проведения круглого стола
- Вступительное слово «Роль семьи в создании условий для развития ребёнка»
( зам. зав. по о/д Солома А.С.)
- Анкетирование родителей «Что я знаю о РППС»
- «Роль развивающей предметно-пространственной среды в речевом развитии детей
и коррекции нарушений речи»(выступление учителя-дефектолога Фунт Е.А.)
- Дискуссия «Условия формирования социально адаптированной личности в современных условиях»
Заключение
1. Рефлексивная игра «Дерево познаний»
2.Распространение буклетов «Рекомендации родителям по оснащению РППС в домашних условиях»