Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методы воспитания и обучения

Дата: 30 марта 2020 в 19:05
Методы воспитания и обучения На занятиях используются различные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод — это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Методы обучения должны быть оптимальными и соответствовать целям, задачам того или иного этапа обучения (например, при ознакомлении с новым объектом или явлением ведущим методом будет наблюдение), соответствовать содержанию учебной программы, учитывать возможности детей, их подготовленность, способствовать решению поставленных задач занятия. Использование наглядных методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного возраста. К ним относятся: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.), кинофильмов, телепередач, магнитофонных записей; наблюдение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов(посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др.), картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др.; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал. Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показоми следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимают равное место. Иногда преобладает показ, иногда — пояснение. Постепенно слово начинает заменять ребёнку показ (воспитатель рассказывает, как надо выполнять то или иное действие или просто напоминает о нём). Словесные методы. Рассказ (устное изложение учебного материала без вопросов) используется для сообщения новых представлений, сведений об окружающих явлениях и событиях, о природе; по картине, заданной теме (придумывание окончания). При обучении детей рассказыванию им часто даётся образец; о личных впечатлениях (как я...); рассказ-вступление, рассказ- изложение, рассказ-заключение. Чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомитьдетей с художественными произведениями, дать новые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическое настроение. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и представления о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Метод беседы требует от педагога тщательного продумывания вопросовк детям в логической последовательности, в краткой и чёткой формулировке. Вопросы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нём есть скрытое противоречие, он открывает возможность неоднотипных ответов, неоднозначного решения, побуждает детей к поиску неизвестного, нового знания. Практические методы обучения — это такие методы, с помощью которых педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению ими новых представлений, умений практический характер. Упражнение — многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку получить новые представления о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п. Элементарные опыты способствуют развитию аналитикосинтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавливать связи, находить причины, делать выводы. Метод наглядного моделирования — нагляднопрактический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения реального предмета, явления другим предметом, изображением, знаком. Игровые методы — дидактические игры, игры- драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы:внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации. Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью ребёнка. На большом эмоциональном подъёме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевые игры. Методический приём — это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода. Приём обучения, в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод обучения. Приёмы, используемые на занятии: пояснения, указания, показ, инструктаж, напоминание, сравнение, вопрос и др. Совместная деятельность субъектов образовательного процесса осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Форма обучения — организационная форма учебного занятия, зависящая от метода, лежащего в основе его организации. Нормативные правовые документы о дошкольном образовании, содержание учебной программы дошкольного образования подтверждают, что сегодня перед педагогом ставится задача использования в образовательной практике форм и методов, соответствующих не только возрастным, но и индивидуальным особенностям ребёнка, на основе взаимодействия с ним, ориентированных на его интересы, возможности, социальную ситуацию развития. Формы организации познавательной деятельности детей на занятии разнообразны: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная. Каждая из этих форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства. Чаще всего на занятиях используется несколько форм организации познавательной деятельности детей. Например, фронтальная форма в сочетании с подгрупповой и др. Фронтальная (со всей группой детей) эффективна при ознакомлении детей с новыми представлениями, на итоговом занятии, однако она может ограничивать индивидуальный и дифференцированный подход, не всегда позволяет сконцентрировать внимание детей, увидеть, как идёт усвоение программных задач каждым ребёнком, сложна в организации (много детей). Индивидуальная (не путать с индивидуальным подходом, осуществляемым на занятии!) — это работа с одним ребёнком, она учитывает физические и психологические особенности воспитанника (стеснительность, застенчивость и др.), его задатки, потребности, даёт возможность отработать необходимые навыки и умения. Однако она не формирует навыки общения со сверстниками, отличается слабой мотивацией, ребёнок не может сравнить результаты своей работы с результатами сверстников, сложна в организации (чем занять остальных детей группы?) и т.д. Групповая (подгрупповая) позволяет: осуществлять дифференцированный подход (дифференцированное обучение — форма организации образовательного процесса, при которой педагог работает с группой детей, состав которой подобран с учётом наличия у них каких-либо значимых для образовательного процесса общих качеств) к содержанию занятия, решать ряд воспитательных задач, принимать коллективное решение, однако она сложна в определении способов объединения детей в группы, в организации работы групп, в организации контроля за работой группы детей со стороны педагога. Способы объединения детей в группы могут быть произвольными (.V стола, по желанию самих детей, лепестки одного цвета, по полу и др., и целенаправленными (по уровню здоровья (группы здоровья), по способностям к определённому виду деятельности, по личностным качествам и др.). Реализация дифференцированного подхода невозможна без знания индивидуальных,,* особенностей каждого ребёнка, присущих только ему личностных качеств. Только знание его особенностей обеспечит личностно ориентированную систему дошкольного образования, поможет раскрыть задатки и потребности каждого ребёнка, возможность подобрать соответствующие методы для его развития. В конечном итоге это позволит обеспечить качество дошкольного образования. Работа в парах, развивая общение со сверстниками, предполагает взаимообучение, воспитание ответственности за общее дело, формирование умений выслушать, помочь другому и др. Эффективности занятий в учреждении дошкольного образования способствует владение педагогом методами проектирования и конструирования современных видов занятий с детьми. Успешности детских достижений способствует проведение разных типов и видов занятий с детьми дошкольного возраста. Особенно тех (интегрированные, комплексные), в основу которых положена личная деятельность самого ребёнка, организованная через разнообразные формы его познавательной деятельности, а также эффективные методы и приёмы обучения. При этом достигается единство «аффекта и интеллекта», на необходимость которого в образовательном процессе неоднократно указывал Л.С. Выготский. Роль воспитателя — создавать благоприятную обстановку в группе для всех детей без исключения. Привлечение детей для оказания посильной помощи сверстникам с ограниченными возможностями (если в группе такие есть) поможет формированию у них чувства эмпатии, защищённости. Основными критериями определения эффективности занятия можно считать следующие:степень соответствия содержания теме занятия, поставленным задачам, возрасту детей, уровню их психофизического развития, типу занятия; степень эффективности методов и приёмов, направленных на активизацию познавательных способностей детей; целесообразность организации детей на занятии, её педагогическая направленность; особенности педагогического взаимодействия. Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты только в пределах образовательной области: животные и растения — это «Ребёнок и природа», числа и геометрические фигуры — это «Элементарные математические представления» и т.д. Раскрытию целостной сущности определённой темы через объединение содержания разных образовательных областей в широком информационном поле занятия путём взаимного проникновения и обогащения призвано интегрированное занятие. Интегрированное занятие — это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определённой темы через взаимное проникновение и обогащение содержания нескольких образовательных областей учебной программы дошкольного образования. Целью интегрированных занятий, построенных на междисциплинарных связях, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета, явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных представлений в соответствующую систему, побуждение к фантазированию, творчеству, развитие познавательного интереса, поддержание положительного эмоционального настроения. Интегрированное объединение содержания нескольких образовательных областей учебной программы не является произвольным или механическим. Необходимо предусматривать его таким образом, чтобы образовательные области дополняли, обогащали друг друга. Интегрированные занятия должны быть тематическими.Избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных образовательных областей учебной программы. Интегрированные представления могут включаться в занятие в виде: фрагмента; отдельного этапа; в течение всего занятия.При рассмотрении на занятии одного (ключевого) понятия осуществляется всестороннее раскрытие этого понятия.Если же основное понятие является обобщённым — у детей формируется целостная картина по определённой теме. Структура интегрированных занятий требует особой чёткости, продуманности и логической взаимосвязи содержания из разных образовательных областей на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования содержания программы, использования разнообразных форм организации познавательной деятельности детей, интерактивных методов. Интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребёнка. Планирование и организация интегрированного занятия требует от воспитателя умений: выделить из образовательных областей (сфер жизнедеятельности) содержание, темы, которые имеют общие аспекты; выявить связи между ними; изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость; подобрать определённые задания для обеспечения познания содержания каждой образовательной области; сформулировать основную цель и задачи занятия; смоделировать структуру занятия, подобрать содержание образовательных областей, методы его реализации в соответствии с целью; предположить оптимальную нагрузку детей на занятии (умственную, физическую, речевую и др.). Цель дошкольного образования — разностороннее развитие и социализация ребёнка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями. Обучение детей не ограничивается занятиями, большую информацию дети получают вне их и педагогу важно продумать задачи и способы организации познавательной деятельности детей в свободное время. Основополагающий принцип дошкольного образования — развитие ребёнка в деятельности — предполагает участие его во всех видах деятельности с признанием приоритетов ведущей. При этом необходимо учитывать, что ведущий вид деятельности детей от 0 до 7 лет — игра, а также иметь в виду, что приоритетными видами деятельности в каждом возрасте являются: от 0 до 1 года — общение; от 1 года до 2 лет — предметная; от 1 года до 3 лет — предметная, познавательная практическая;от 3 лет до 4 лет — познавательная практическая; от 4 лет до 5 лет — игровая; от 5 лет до 7 лет — игровая предпосылки учебной деятельности [4].
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.