Голос и дикция: секреты выразительной речи.
Как вам уже известно, звук рождается на выдохе, из нескольких звуков рождается звучащее слово, из слов – фраза. По определению, голос – совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, которые произносит человек.
Работа над голосом проводится параллельно с работой над дыханием. После упражнений на развитие речевого дыхания идут упражнения для тренировки голоса. Эти упражнения нужны для того, чтобы снять мышечное напряжение в области гортани и создать наилучшие условия для свободного звучания.
- Артикуляция
- Упражнения для языка:
- Языком по кругу обводим альвеолы верхних, а затем нижних зубов 5-6 раз (как будто чисти зубы) и столько же раз – в противоположном направлении;
- Языком упираемся то в левую, то в правую щеку – 5-6 раз;
- Языком упираемся то в нижнее, то в верхнее небо – 5-6 раз;
- На раз – высунем «широкий» язык, на два – быстро его спрячем, повторим 5-6 раз;
- Чередуем движения высунутого языка: вверх-вниз, влево-вправо;
- Высунем язык как можно дальше вперед и подержим его напряженным, спрячем и снова подержим, повторим 5-6 раз;
- «Пожуем» свой язык;
- Высунем язык и постараемся дотянуть его до кончика носа;
- Вытянем язык и постараемся дотянуть его до края подбородка;
- Беспорядочные движения вытянутым вперед языком;
- «Шинкуем» язык зубами, выдвигаем его вперед.
- Упражнения для губ:
- «Покусаем» верхнюю губу, затем – нижнюю, затем – две губы вместе;
- Губы растянем в улыбке и сожмем в «трубочку» - 5-6 раз;
- Сжатые в «трубочку» губы перемещаем то влево, то вправо – 5-6 раз;
- Покажем друг другу смешные рожицы;
- Собранные «трубочкой» губы подвигаем в разных направлениях;
После артикуляционной гимнастики начинаем говорить, но пока с закрытым ртом. Сделайте 2-3 предложенных упражнения:
- Произнесем звуки [мг], [мгм], [тм];
- Проговорим фразы: «Мама мыла раму», затем – «Маша ела кашу»;
- Скажем с закрытым ртом свое имя и имя своего друга;
- Перечислим с закрытым ртом все дни недели;
- Перечислим с закрытым ртом все месяца года;
- Посчитаем до десяти с закрытым ртом.
- Голос
Упражнения для голоса
-
- Сосчитаем от 1 до 10, переходя от тихого счета к громкому, постепенно усиливая звучание каждой цифры: 10 – очень громко;
- Пословицу «Учиться никогда не поздно» произнесем 3 раза: первый раз – вполголоса, второй – громко, третий – максимально громко, но не криком;
- Прочитаем считалку, делая вдох (//) и добор воздуха (/) в указанных местах:
// Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать!
// Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
/ Голову поднимем выше
/ И легко, свободно дышим.
- Прочитаем ритмично, как будто чеканя строевой шаг, стихотворение А. Барто:
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд!
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый!
- Прочитаем отрывок из стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки», повышая звук от строчки к строчке постепенно, а в конце – понижая:
У скворца Гришки
Жили-были книжки –
Грязные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплеты – как мочала,
На листах – каракули.
Книжки горько плакали.
- Проговорим считалку:
«Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки». Затем сделаем глубокий вдох, а на выдохе перечислим столько Егорок, на сколько хватит выдоха: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.
- Прочитаем вслух шутливое детское стихотворение на одном дыхании:
Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать (вдох),
(на выдохе) Раз, два, три, четыре, пять!
(выдохнуть оставшийся воздух.
- Прочитаем ритмично, имитируя барабанный бой, стихотворение И. Сельвинского. Проследим за своевременным добором воздуха:
// Пара барабанов, // пара барабанов,
Пара барабанов, пара барабанов,
Пара барабанов, пара барабанов,
/ Била бурю! / Била бой!
Теперь наступило время перейти к дикционным упражнениям.
- Дикция
- :
- Кричал Архип, пока охрип.
- Добыл бобов бобыль.
- Верзила Вавила весело ворочал вилы.
- Голуби гуляли в голубятне.
- На меду медовик, а мне не надо медовика.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
- Кумка куме по секрету, а кумка – всему свету.
- Мы ели, ели, ели у ели, но не доели.
- Мастерски массировать, а не массировать.
- Осип охрип, Архип осип.
- Наново не ново, а заново.
- Пильщики, пильщики пилами пилили.
- Рыбак рыбачил, а рыбы не нарыбачил.
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Тень-тень-потетень, выше города плетень.
- Хохлаты хохлушки хохотали хохотом.
- Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
- Хвалю халву.
- В Чите тете Читинка.
- Яшма в замше замшела.
- :
- Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила.
Дикционные упражнения:
Медленно, отчетливо произнесите чистоговорку, выговаривая каждый звук. Делайте это несколько раз. Затем ускоряйте темп, но соблюдая паузы. Увеличить еще больше скорость можно только тогда, когда вы чувствуете, что ребенок отчетливо все произносит. Так же работайте и над скороговорками.
- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пошла к Лару на Фрола наврала.
- Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.
- Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
- Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Соньку с ног, Саньку – в бок, Сеньку – в лоб, все в сугроб.
- В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Расскажи мне про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
- Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковать, перевыколоковать.
- На дворе – трава, на траве – дрова: дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор обратно.
- Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мышки поплоше нашли по два гроша.
- Голос
Но иэто ещене все! Работа над техникой речи завершается упражнениями на интонирование. Интонация даже у взрослых вызывает затруднения. Многие люди не умеют правильно владеть паузами и голосом наиболее значимую информацию, отчего речь выглядит «бесцветно», монотонно и скучно.
Говорить выразительно – значит уметь выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое главное в речи; говорить ярко, образно, привлекая внимание, так, чтобы тому, кто тебя слушает, было интересно.
Упражнения на выразительность речи:
- Прочтите предлагаемые пословицы, выделяя голосом подчеркнутые слова и обороты. Паузы для добора воздуха нужно делать в местах знаков препинания: «запятая» - незначительная пауза; «двоеточие» - длительная пауза, «тире» и «точка с запятой» - достаточно длительная пауза:
Кто хочет много знать – тому надо мало спать!
Кто хочет много знать – тому надо мало спать!
В камень стрелять – только стрелы терять.
Тьма свету не любит; злой – доброго не терпит.
Не спеши языком, торопись делом.
Испокон века книга растит человека!
- Прочтите предложения сначала с вопросительной, затем – с утвердительной интонацией:
Яблоко от яблони недалеко падает?
Яблоко от яблони недалеко падает!
Шила в мешке не утаишь?
Шила в мешке не утаишь!
От топота копыт пыль по полю летит?
От топота копыт пыль по полю летит!
- Фразу «Снег пошел» произнесите отчетливо, громко, в соответствии со смысловым заданием:
- спросите, удивляясь;
- скажите, восхищаясь и радуясь;
- огорчаясь смене погоды;
- грустно, потому что не нравится зима.
- Фразу «Мы пойдем в цирк» произнесите отчетливо, в соответствии со следующим заданием:
- спросите, удивляясь;
- спросите и попросите одновременно;
- спросите, уточняя, так ли это;
- радостно расскажите все об этом.
- Каждую фразу произнесите с тем смыслом и тоном, который, по вашему мнению, ей соответствует:
Работу сделаем за два дня.
Работу не сделаем за сто лет!
Помогите! Человек тонет!
Как медленно вертится колесо.
Он идет то туда, то сюда, то назад, то вперед.
Какой длинный сегодня день!
- Каждое слово, словосочетание произнесите тем тоном, на какие особенности звучащей речи оно указывает: чеканить, рубить, мямлить, говорить взахлеб, рапортовать, растягивать слова, завораживать словами, усыплять своим разговором, сюсюкать, взволнованная речь, крикливая, размеренная, невнятная, отчетливая, спокойная, плавная, певучая, теплая, говорить тихо, говорить очень быстро, говорить вежливо, ответить грубо, любезно, зло, говорить с трудом, рассказывать с увлечением, с гордостью, охотно, эмоционально, высказываться миролюбиво, восторженно, гневно, задушевно.
- Устали? Отдохнем!
Выполните одно из упражнений для расслабления дыхания ( из предыдущего номера). Оно же будет и упражнением на расслабление всего организма после голосовой и интонационной работы.
Не у всех от природы красивый голос, но благодаря упражнениям можно научиться владеть и управлять им. Стать хорошим собеседником, которого будут слушать, легко, если:
- Правильно дышать, обеспечивая опору своему голосу;
- Говорить, не «склеивая» буквы, не «глотая» окончания слов;
- Говорить, повышая или понижая тон голоса, увеличивая или уменьшая скорость произнесения фразы;
- Говорить с интонацией, выражая голосом свои чувства.