ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Приходя в детский сад, дети попадают в новую социальную среду, где им необходимо приспособиться к пока неизвестным условиям. Ребенку необходимо перестроить, привыкнуть к новому воздушному световому режиму, установленному распорядку дня, к изменениям в питании. То есть у ребенка происходит биологическая перестройка организма. (Биологическая адаптация)
Приход в дошкольное учреждение вызывает у ребенка необходимость изменять свое поведение в зависимости от новых специальных условий. (т.е. ребенок социально адаптируется). Жизнь ребенка организует уже другие взрослые, по новым правилам, к малышу начинают предъявлять новые или перестроить уже имеющиеся привычки и формы поведения.
Поскольку каждый ребенок уникален и неповторим, то существуют значительные отличия в адаптационных возможностях детей.
Специалисты выделяют 3 степени адаптации к детскому саду.
Легкая
При легкой степени наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся в снижении речевой активности ребенка, незначительных нарушениях поведения, ухудшения сна и аппетита. Как правило эти явления проходят в течении 7-10 дней пребывания в дошкольном учреждении.
Средняя
Адаптация средней степени тяжести выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении. Симптомы: потеря сна на время, нарушение речи, легкое заболевание, завершающее без осложнений. Длиться 10-14 дней.
Тяжелая
При тяжелой степени адаптации ребенок привыкает к дошкольному учреждению длительно и сложно, этот процесс может затянуться на месяцы.
Причинами тяжелой адаптации могут быть:
1. Личностные особенности ребенка: эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, отсутствия умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками, особенности темперамента.
2. Личностные проблемы родителей: конфликтность как черта характера, родительская незрелость, тревожность, эмоциональная неустойчивость.
3. Проблемы организационного характера: новый режим дня, большое количество детей в группе, незнакомые взрослые, новые требования.
Для того чтобы узнать адаптировался или не адаптировался ребенок к условиям детского сада, необходимо знать признаки адаптации:
ü Хороший аппетит
- Спокойный сон
- Охотное общение с другими детьми
- Адекватная реакция на любое предложение воспитателя
- Нормальное эмоциональное состояние.
Факторы успешной адаптации:
- Подготовка к поступлению в детский сад.
- Желание ребенка ходить в детский сад.
- Физическое здоровье ребенка
- Согласованность действий взрослых участников адаптационного процесса
- Наличие у ребенка культурно-гигиенических навыков
- Умение ребенка действовать самостоятельно
- Доброжелательное и спокойное поведение родителей
- Умение общаться и способность малыша взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
- Благоприятный для поступления в детский сад возраст
- Индивидуальный подход к каждому ребенку
- Высокий уровень развития ребенка
- Личностные и профессиональные качества педагогов
- Посильные требования к ребенку.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад (памятка для родителей).
· С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. Приводите ребенка в детский сад, как в первый раз, так и всегда надо к 8 часам утра или раньше. Первые два дня забирайте малыша лучше с утренней прогулки. В следующие два дня – после обеда, не оставляя на дневной сон. Пятый - десятый день пусть ваш малыш проведет дома, так как велика вероятность заболеть. В этот период идет активное приспособление организма ребенка к новым для него типам бактерий, к которым надо привыкнуть. Лучше это делать в домашних условиях. Возобновлять посещение детского сада надо в той же последовательности, что и в первый раз (забирать 2 дня с прогулки, 2 дня после обеда, без дневного сна в группе). В тоже время надо учитывать, что период «укороченного дня» нельзя затягивать, иначе ваш малыш может решить, что спать он всегда будет дома, а не в детском саду.
· Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть его отводит в детский сад отец.
· Дайте ребенку в сад его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к саду.
· Некоторые дети в первые дни очень устают от новых впечатлений, новых друзей, деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с детского сада или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
∙ Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей, ориентируя игру на положительные результаты.
∙ Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он стал таким большим.
∙ Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
∙ Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
∙ Не кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
∙ Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
∙ Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.