Этапы работы над певческим дыханием.
I. Игры и упражнения на развитие певческого дыхания без участия речи.
II. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков.
III. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов , слов, предложений и фраз.
I. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Пример 1: «Свеча»
Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу"( воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания.) Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.
Пример 2.«Снежинка»
Снежинок много я собрал
Ветерочком лёгким стал.
Если очень постараться
Снежинки дружно разлетятся.
По возможности игры на дыхание соединяем с движением туловища, рук. ног. пальцев и т.д. Сначала «разогреваем» мышцы дыхательной системы, помогаем устронению поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физическое спокойствие, размеренное плавное дыхание.
Пример 3. «Дерево»
И.П.-стоя,ноги на ширине плеч.
-Я превращаю вас всех в деревья, покачиваемся как дерево на ветру: в одну сторону- в другую «кач-кач», вдох-выдох и т.д.
И.п.-стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.
-Отведём руку, «как ветку дерева»: вправо-влево, вправо-влево, вдох-выдох,вдох –выдох и т.д.
И.п.-то же, только движение выполняем двумя руками.
Затем выполняем опять одной рукой, но той,которую присоединяли к первой.
И.п.-то же. Только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо-закрываем влево-, тоже самое на вдох- выдох.
Пример 4. «Волна»
И.п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".
II. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков.
Выдох удлиняется на звуках закрытых, экономных (шипящих или свисцящих).
Использование разных образов:
играет ветерок с листвой; звучат пчела жук комар;
спустился воздух из колёс машины; сердится кошка и т.д., выдыхание на согласных звуках «ш», «ж», «з», «с», «ф».
Пример 5. Фонопедическое упражнение «Ветер»
Произносить стихотворный текст в грудном и фальцетном регистрах вместе с выдуванием воздуха
Бродит ветер по дорогам: «У-у-у..!»
Наметает он сугробы: «У-у-у..!»
песню он поёт свою: «У-у-у..!»
Завывает ветер в трубах: «У-у-у..!»
Пример 6. «Поезд»
Проверяем топливо. - Дети произносят «ш-ш-ш...»
Закрываем и открываем двери. - Делают glissando вверх и вниз на звук «А».
Проверяем радио. - Произносят короткие острые звуки «У» в разных регистрах педагог показывает высоту рукой).
Включаем двигатель. - Произносят «ДР» и вращают кулачками перед грудью.
Далее тренируем выдох более открытых гласных «о» , «а», в других играх с голосом. с пропеванием гласных на одном дыхании на определённой высоте (как можно дольше), например: «Ворон».
III. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов , слов, предложений и фраз.
Работа над певческим дыханием проводится непосредственно в песне. Добиваясь пропевания фразы на одном дыхании, особенно в медленных песнях, а также в играх.
Пример 7. Игра « Дни недели»
Каждую строчку произносят на одном дыхании.
Понедельник
Понедельник, вторник;
Понедельник, вторник. Среда; и т.д.
Игра « Саша любит» . Сделать вдох и на выдохе повторить и добавить название игрушки и произнести фразу на одном выдохе. («Саша любит дудочку», добавить ещё одну игрушку, фраза произносится ещё раз с этим словом и т.д.)