1. При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:
-регламентированный;
-совместной педагога с детьми;
-самостоятельной деятельности детей.
3. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:
-в регламентированной деятельности – беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;
-в совместной деятельности педагога с детьми – собственному примеру для подражания, решению проблемных ситуаций, сочинению сказок- перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм – драматизациям;
-в самостоятельной деятельности детей – играм парами, ролевым играм, играм драматизациям.
4. Помните, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
-индивидуальные беседы;
-консультации;
-круглый стол;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-приглашение в группу на День открытых дверей.
5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.
6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
-обращайтесь по имени;
-занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
-используйте тактильное прикосновение.
7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.
8. Следите за собственной речью. Помните, что она – отражение вашей личности.
-Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.
-Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога.
-Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов.
-Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.
-Постарайтесь избавиться от слов – «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.)
-Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
9. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения, Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как « демонстрацию расположенности к нему» :спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.
10. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.
11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.
12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.
13. Умейте анализировать процесс общения.
14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.